Книга:
«ОТКУДУ ЕСТЬ ПОШЛА РУССКАЯ ЗЕМЛЯ?»
Далее указываются их соседи в трех направлениях:
1. «Вглубь» от них (т. е., очевидно, прямо на север, так как перечисление ведется с юга на север) живет народ амазраты и «люди-псы». Возможно, что географически это соответствует Приуралью, и в амазратах, может быть, следует видеть удмуртов.
2. На северо-востоке упоминаются «три черных народа». Здесь речь идет, по всей вероятности, о палеази-атских народах Сибири, занимавших территорию на северо-восток от степей Приаралья, которые заселяли тогда эфталиты — один из перечисленных 13 кочевых народов.
3. На северо-запад от тюркоязычных кочевых народов указаны амазонки, которые давно уже отождествлены с «женоуправляемыми» сармато-аланскими племенами в бассейне Дона и Донца. В ту эпоху, когда писалось добавление к Захарии Ритору, сармато-аланы были в значительной степени оттеснены на северо-запад, прижаты к окраине лесостепи и частично проникли на
земли славян в районе
Среднего Днепра и Роси. Именно это положение сармато-аланских племен в
северо-западном углу степного пространства и соответствует месту, отведенному
«амазонкам» в тексте сирийской рукописи: «Соседний . с ними (амазонками,—Б. Р.)
народ рос — мужи с огромными конечностями, у которых нет оружия и которых
не могут носить кони из-за их тел». Судя по тому, что юго-восточными соседями
амазонок были упомянутые 13 кочевых народов, надо полагать, что народ рос
находился на север или запад от них.
Уже давно наименование этого народа сопоставлялось с Русью. В древнейших русских письменных памятниках слово «русский» писалось не через «у», а через «о» («Правда росьская», «росьски писмена»). Быть может, не так уже наивно сближение первоначальной территории народа рус, или рос, с р. Росью, производившееся историками XVII в.?
Описание сирийского автора прямо противопоставляет народ росов соседним с ними кочевникам: те кормятся за счет оружия, живут в шатрах, ездят на конях — у росов нет оружия, и они настолько велики и тяжелы, что кони не носят их. Здесь явное и, может быть, далее преувеличенное противопоставление мирных славян-земледельцев кочевым коневодам степей. Что касается крупного телосложения росов, то эту черту отмечали и более поздние авторы, писавшие о русах IX и X вв.: «Русы мужественны- и храбры... Ростом они высоки, красивы собою и смелы в нападениях. Но смелости этой на коне не обнаруживают: все свои набеги и походы производят они на кораблях» (Ибн-Русте). «Народ этот могущественный и телосложение у них крупное, мужество большое...» (Ибн-Мискавейх). Описание сирийским автором народа рос напоминает гиперболизм русских былин, воспевающих русских богатырей: Не несла де его да коня доброго Еще мати не несла, да как сыра-земля...