Первые века русской истории

В этой книге рассказывается о становлении княжеств на Руси и начале начале русской истории.

Книга:

«ОТКУДУ ЕСТЬ ПОШЛА РУССКАЯ ЗЕМЛЯ?»

Далее указываются их соседи в трех направлениях:

1.        «Вглубь» от них (т. е., очевидно, прямо на север, так как перечисление ведется с юга на север) живет на­род амазраты и «люди-псы». Возможно, что географиче­ски это соответствует Приуралью, и в амазратах, может быть, следует видеть удмуртов.

2.   На северо-востоке упоминаются «три черных на­рода». Здесь речь идет, по всей вероятности, о палеази-атских народах Сибири, занимавших территорию на се­веро-восток от степей Приаралья, которые заселяли тог­да эфталиты — один из перечисленных 13 кочевых на­родов.

3.   На северо-запад от тюркоязычных кочевых наро­дов указаны амазонки, которые давно уже отождеств­лены с «женоуправляемыми» сармато-аланскими племе­нами в бассейне Дона и Донца. В ту эпоху, когда писа­лось добавление к Захарии Ритору, сармато-аланы были в значительной степени оттеснены на северо-запад, при­жаты к окраине лесостепи   и   частично проникли  на


земли славян в районе Среднего Днепра и Роси. Именно это положение сармато-аланских племен в северо-запад­ном углу степного пространства и соответствует месту, отведенному «амазонкам» в тексте сирийской рукопи­си: «Соседний . с ними (амазонками,—Б. Р.) народ рос — мужи с огромными конечностями, у которых нет оружия и которых не могут носить кони из-за их тел». Судя по тому, что юго-восточными соседями амазонок были упомянутые 13 кочевых народов, надо полагать, что народ рос находился на север или запад от них.

Уже давно наименование этого народа сопоставля­лось с Русью. В древнейших русских письменных па­мятниках слово «русский» писалось не через «у», а че­рез «о» («Правда росьская», «росьски писмена»). Быть может, не так уже наивно сближение первоначальной территории народа рус, или рос, с р. Росью, произво­дившееся историками XVII в.?

Описание сирийского автора прямо противопостав­ляет народ росов соседним с ними кочевникам: те кор­мятся за счет оружия, живут в шатрах, ездят на конях — у росов нет оружия, и они настолько велики и тяжелы, что кони не носят их. Здесь явное и, может быть, далее преувеличенное   противопоставление   мирных    славян-земледельцев кочевым коневодам степей. Что касается крупного телосложения росов, то эту черту отмечали и более поздние авторы, писавшие   о   русах IX и X вв.: «Русы   мужественны- и  храбры...   Ростом  они  высоки, красивы собою и смелы в нападениях. Но смелости этой на коне не обнаруживают: все свои набеги и походы производят они   на   кораблях»   (Ибн-Русте). «Народ этот могущественный и телосложение у них крупное, мужество большое...»   (Ибн-Мискавейх).  Описание си­рийским автором народа рос напоминает  гиперболизм русских былин, воспевающих русских богатырей: Не несла де его да коня доброго Еще мати не несла, да как сыра-земля...

123[4]5
Оглавление