Первые века русской истории

В этой книге рассказывается о становлении княжеств на Руси и начале начале русской истории.

Книга:

«ОТКУДУ ЕСТЬ ПОШЛА РУССКАЯ ЗЕМЛЯ?»

Восемьсот лет назад в Киеве жил один из замечатель­нейших историков средневековой Европы, летописец Нестор, написавший около 1113 г. труд «Повесть вре­менных лет».

С необычайной широтой кругозора Нестор сочетал глубокое знание славянской и греческой литературы. Историю Руси и ее ядра — земли киевских Полян он рассматривал в тесной связи с историей всех славян­ских племен, а иногда, желая расширить мировоззрение своих читателей, киевский историк знакомил их со стра­нами Старого Света: от Британии на западе до Китая («иже суть на краю земли») на востоке. Труд Нестора дошел до нас в искаженном виде; многое из него было изъято, а кое-что добавлено еще в XII в. Но и в этом не­полном виде «Повесть временных лет» представляет ог­ромный интерес. Первым разделом этого труда был рас­сказ о том, «откуду есть пошла Русская земля и кто в Киеве нача первее княжити». Обе эти темы, связанные с происхождением первого русского государства, не мо­гут  не  волновать   и  нас,  далеких  потомков   славян.

Летописец Нестор начинает свой исторический труд о происхождении государства Руси с легенды о по­строении Киева: в земле «мудрых и смысленных» Полян князь Кий и его два брата — Щек и Хорив построили город на высоком берегу Днепра и назвали его в честь старшего брата Киевом. От этой легенды веет глубокой стариной, теми эпическими временами, когда любили складывать сказания о трех братьях, иногда давая им име­на по названиям местностей и урочищ. Древность леген­ды о Кие, Щеке и Хориве засвидетельствована тем, что задолго до Нестора, еще в VIII в., она оказалась запи­санной в Армении. В XII в., когда появились сомнения в   достоверности   этой   старинной   легенды,   летописцу

 В этом и во многих других случаях подразумеваются не толь­ко люди из племени полян, а и земля племени (или даже союза пле­мен), поэтому слово «Поляне», которому придается географический и политический смысл, написано с прописной буквы. Это относится и к названиям других племенных союзов, например: Древляне, Вя­тичи, Радимичи и др.


        Нестору пришлось произвести дополнительные разыска­ния об основателе русской столицы. Нестор сообщил очень интересные сведения, почерпнутые им из устных эпических сказаний: Кий был князем Полян и ездил в Царьград, где был обласкан императором Византии. Из Константинополя князь Кий поехал на северную окраи­ну империи к берегам Дуная и построил там крепость, в которой предполагал обосноваться вместе со своими соплеменниками. Однако другие славянские племена, жившие на Дунае, вынудили Кия и его Полянские дру­жины бросить крепость Киевец на Дунае и возвратить­ся в свой родной Киев на Днепре, где Кий и умер, оста­вив своих потомков княжить в Полянской земле до кон­ца IX в.

К нашему сожалению, летописцу осталось неизвестным имя того императора, гостем которого был полянский князь. Можно считать, что поездка славянского князя к императору, постройка им города на Дунае, войны с «дунайцами» и возвращение в свои земли — все это очень характерно только для одного столетия визан­тийской истории — для VI в., когда император Юсти­ниан нанимал на свою службу отдельных славянских князей и строил города на Дунае для борьбы с много­численными «дунайцами», стремившимися прорваться внутрь империи.

       В процессе организации походов могли возникать временные союзы дружинников из разных племен. По самой идее такого союза он не должен был быть долго­вечным: собралась молодежь из нескольких соседних племен, оснастили ладьи или оседлали коней, выбрали, вождя — «князя» и года два-три повоевали на побережье Черного моря или в долине Дуная,

[1]2345
Оглавление