Книга:
ВОССТАНИЕ В КИЕВЕ 1068 г
Однажды, во время голода в Ярославле, объявились два кудесника, которые заявили, что могут назвать тех, по чьей вине произошел голод, и в шаманском экстазе указывали на богатых крестьянок: «Эта препятствует рождению жита, эта — меда, рыбы или пушных зверей». При этом кудесники будто бы доставали из-за спины образцы указываемых продуктов — то жито, то рыбу или белку. Предполагаемых виновниц убили, а их имущество волхвы (к которым уже присоединилось около 300 человек) забрали себе. Когда все они дошли до Белоозера, то вступили в бой с Яном Вышати-чем, но были разбиты им. Волхвы были выданы Яну, но потребовали, чтобы их судил сам князь Святослав Ярославич. Ян после споров с волхвами о сущности языческой религии передал их родственникам убитых, и те отомстили кудесникам, отдав их на съедение медведю.
В этом рассказе сквозь мрачную романтику колдовского ритуала проглядывает социальная сущность событий: во время голода бедные смерды, возглавляемые волхвами, обвиняли в колдовстве богатую часть населения погостов, чтобы затем конфисковать их имущество. Это не было движением против феодальных порядков
Золотые ворота Киева. Реконструкция
вообще, а лишь борьба за перераспределение жизненных запасов. Княжеский посланец встал, естественно, на сторону «лучших людей». Попытка восставших зарубить Яна топором могла бы подвести всю Белозерскую округу под тяжелую 80-гривенную виру, полагавшуюся по «Русской Правде» за убийство огнищанина «в разбое».
В 1060-е годы летописец усиленно обращает внимание на разнообразные «знамения», все время повторяя, что они предвещают недоброе. В разных местах, то на Белоозере, то в Новгороде, то в самом Киеве, появляются язычники-волхвы, предрекающие несчастья. Очевидно, сильные неурожаи были не только в Поволжье, так как киевский летописец написал целое сочинение о том, как важно для установления хорошей погоды молиться христианскому богу, а не языческому.
Только за год до нашествия Шарукана Изяслав вместе с братьями жестоко расправился с полоцким князем Всеславом. Эти братья, пишет летописец, взяли Минск и изрубили всех мужчин, а женщин и детей увели д рабство («взяша на щит»). Князя Всеслава разбили в сражении, но потом Ярославичи решили с ним примириться, поклялись на кресте, что не сделают ему никакого зла. Когда же Всеслав Полоцкий, надеясь на торжественную клятву родичей, приехал к' Изяславу в его лагерь под Оршей, то был тут же в присутствии великого князя вероломно схвачен и вместе с двумя сыновьями перевезен в Киев. В Киеве Всеслав Брячиславич содержался в «порубе», особо строгой тюрьме без дверей, лишь с маленьким оконцем для передачи пищи; построен был поруб где-то поблизости от княжьего двора; это сооружение целый год могло напоминать киевлянам о лукавстве их князя Изяслава.
Заключенный князь Всеслав пользовался народными симпатиями; за ним закрепилась слава стремительного и удачливого полководца, как бы по колдовству переносившегося с места на место и бравшего смелостью и проницательным умом то Новгород на севере, то Тмутаракань на юге. О Всеславе — «Волхве Всеславьиче» — были сложены народные былины, о нем с большим сочувствием говорит автор «Слова о полку Игореве», восхищаясь его смелой душой и сожалея о тех бедах, которые выпали на его долю. Всеслав изображается то серым волком, который за одну ночь пробегает расстояние от Киева до Черного моря, то волшебником, который слышит в Киеве звон полоцких колоколов, то рысью, исчезающей из осажденной крепости в синей полуночной мгле. Князь-волхв, князь-оборотень, каким он рисуется в летописях и песнях, владел умами людей XI