Первые века русской истории

В этой книге рассказывается о становлении княжеств на Руси и начале начале русской истории.

Книга:

ВОССТАНИЕ В КИЕВЕ 1068 г

Летописцы, смотревшие на жизнь из окон монастыр­ской кельи или княжеского дворца, не любили заносить на свои страницы рассказы о мятежах и восстаниях; они считали своей задачей только повествовать о бит­вах и храбрости воинов. Поэтому о классовой борьбе в эпоху раннего феодализма известно очень мало; из отдельных эпизодических упоминаний летописи нельзя создать даже приблизительной картины. Случайно лето­пись сохранила рассказ о всенародном выступлении в земле Древлян в 945 г. против князя, нарушившего нор­мы сбора дани, так как оно закончилось небывалым со­бытием — убийством князя. Случайно, объясняя причи­ны отсутствия князя Ярослава в Киеве, летописец ми­моходом сообщил о восстании бедняков в Суздальской земле в 1024 г., во время голода.

Значительно полнее знакомит с социальными конф­ликтами и с размахом классовой борьбы «Русская Прав­да». Юридический документ был  создан  не  для  того, чтобы донести до потомков сведения о тех далеких вре­менах, а затем, чтобы управлять уже возникшими жиз­ненными явлениями. Особенно примечательны те эпо-

 


 


Глиняная посуда смердов


хи, события которых нашли свое отражение и в грозных нормах законов и в скупых словах летописцев. Поэтому особый интерес представляют 1060-е годы и 1113 г. К се­редине    XI в.    классовые    противоречия    обострились прежде всего на самом верху феодальной лестницы, в системе княжеских хозяйств, и именно для княжеского домена была составлена «Правда Русской земли» тремя сыновьями Ярослава Мудрого («Правда Ярославичей»); в ее составлении принимали участие и несколько бояр. Без всяких предисловий в законе трех князей излага­ются меры по ограждению жизни княжеских админи­страторов и неприкосновенности замкового имущества. «Если убьют  огнищанина...» — так  начинаются  три первых параграфа закона. Убийство огнищанина кара­лось смертью  («во пса место»), если было совершено грабителем; если огнищанин сам кого-то обидел и его убили из мести, то огромным штрафом в четверть пуда серебра; если огнищанина убили разбойники на дороге, то этот же штраф возлагался на всю общину, в которой было найдено его тело. Размер виры за убийство огни­щанина, княжьего подъездного,  тиуна или  конюшен­ного боярина (80 гривен) равнялся годовой дани с круп­ной волости и, таким образом, удваивал налоговое бре­мя для целой округи. Необходимость такой решитель­ной защиты диктовалась, очевидно, тем, что крестьяне, доведенные до крайности, брались за оружие.


 

Неурожаи особенно обостряли все противоречия в деревне и заставляли крестьянство то сопротивляться сборщикам дани, то исступленно обращаться к древ­ним богам и кровавым обрядам. Очень интересен рас­сказ боярина Яна Вышатича, который был, по всей вероятности, огнищанином одного из Ярославичей и наблюдал в Ростовской земле последствия неурожая; рассказ внесен в летопись под 1071 г., но самые собы­тия происходили ранее, в 1060-е годы.

[1]234
Оглавление