Книга:
ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЕ КНЯЖЕСТВО
получивший известие о том, что князь задумал казнить его брата, выступил с речью: «День — того казнил, а нас — завтра; а промыслимы о князе сем!» Ночью вооруженные заговорщики, напившись в медуше вина, поднялись в княжескую спальню и выломали двери. Андрей хотел взять меч, висевший в спальне, но оказалось, что заговорщики предусмотрительно убрали его; князь, физически очень сильный, долго в темноте боролся с толпой пьяных бояр, вооруженных мечами и копьями. Наконец, убийцы ушли, а князь, которого считали мертвым, спустился вниз. Услыхав его стоны, бояре зажгли свечи, нашли Андрея и прикончили его. Та часть дворца, где разыгралась эта кровавая трагедия, сохранилась до сих пор в Боголюбове.
Антропологическое исследование скелета Андрея Боголюбского подтвердило слова летописи о физической силе князя и ранах, нанесенных ему. По черепу из гробницы Андрея антрополог М. М. Герасимов восстановил внешний облик этого незаурядного правителя, бывшего и полководцем, и писателем, и заказчиком превосходных архитектурных сооружений. Сведения Татищева так обрисовывают Андрея Боголюбского: во-первых, он, подобно Соломону, создал великолепный храм (Успенский собор во Владимире); во-вторых, «град же Владимир разшири и умножи всяких в нем жителей яко купцов, хитрых рукодельников и ремесленников разных населил. В воинстве был храбр и мало кто из князей подобен ему находился, но мир, паче нежели войну, и правду паче великого приобретения любил.
Ростом был невелик, но широк и силен вельми. Власы черные, кудрявы; лоб высокий, очи великие и светлые. Жил 63 года».
На следующий день после убийства князя горожане Боголюбова, мастера дворцовых мастерских и даже крестьяне окрестных сел подняли восстание против княжеской администрации: дома посадников и тиунов были разграблены, а сами княжеские управители, включая «детских» и мечников, были убиты. Восстание охватило и Владимир.
Минусами «самовластия» в рамках княжества-королевства были, во-первых, конфликты, рождавшиеся из роста княжеского домена за счет боярских вотчин, и, во-вторых, дробление княжества на уделы, выделяемые сыновьям князя. Раздробление между наследниками приводило к расчленению такого веками сложившегося организма, как «земля» или «княжение» XII в., восходящего к древним племенным союзам VI—VIII вв. Разрушать то, чего смогло достигнуть еще родоплеменное общество, было крайне нерационально. Впрочем, к Андрею этот упрек неприменим — он не делил своего княжества между детьми; двое его сыновей умерли еще при нем, а единственный сын, переживший отца,— Георгий Андреевич, ставший впоследствии царем Грузии, не принимался в расчет при династических переделах Владимирского (по старой боярской терминологии Ростово-Суздальского) княжества. Опасность такого дробления сказалась позднее, когда «Большое Гнездо» князя Всеволода захотело распространиться по всем городам Северо-Восточной Руси.
Отрицательной стороной деятельности Андрея Бо-голюбского были, конечно, его устремления к Киеву, к «Русской земле», т. е. к лесостепной части Приднепровья. Эти устремления никак не были связаны с повседневными интересами суздальского боярства; это были личные честолюбивые замыслы Андрея, внука Мономахов а.
Экономика южнорусского боярства и князей за 200 лет борьбы с печенегами и половцами приспособилась к нуждам постоянной обороны, постоянной готовности к сидению в осаде и походам. С этим, возможно, было связано широкое развитие закупничества (при содержании закупов внутри укрепленных боярских дворов) и возрастание холопского труда к XII в., позволявшего быстро создавать необходимые в таких условиях запасы продовольствия и организовывать своеобразные «крестьянские города» — прообраз военных поселений вроде пограничного Изяслава на Горыни. Главная тяжесть постоянной военной службы на юге была к этому времени переложена на многотысячный заслон бе-рендейской конницы в Поросье.