Первые века русской истории

В этой книге рассказывается о становлении княжеств на Руси и начале начале русской истории.

Книга:

УСОБИЦЫ 1015-1026 гг. ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ

В 1036 г., разболевшись на охоте в Черниговских ле­сах, скончался князь-богатырь Мстислав, победивший в свое время в единоборстве северокавказского князя Редедю. После Мстислава не осталось наследников, и все левобережные земли снова соединились под вла­стью Киева: «Прея власть его всю Ярослав и бысть са-мовластец Русской земли».

«Самовластец» укрепил свои северные форпосты — Новгород и Псков, дав Новгороду в князья своего стар­шего сына и нового епископа, а в Пскове арестовав Су-дислава. На юге Ярославу удалось разбить печенегов и отогнать их от рубежей Руси.

Разбогатев и укрепившись на престоле, князь Яро­слав затратил большие средства на украшение своей столицы, взяв за образец столицу Византии Царьград. В Киеве, как и в Царьграде, строятся Золотые ворота, грандиозный Софийский собор, отделанный мрамором, мозаикой и великолепными фресками (1037 г.). Совре­менный Ярославу западный летописец Адам из Бреме­на называл Киев украшением Востока и соперником Константинополя.

Льстивый придворный летописец-киевлянин подроб­но описывает церковные постройки Ярослава и его лю­бовь к попам и монахам.

При Ярославе переписывались многие книги, мно­гое переводилось с греческого языка на русский. Из числа таких переводов известно, например, греческое историческое сочинение — «Хроника Георгия Амарто-ла». Возможно, что в то время уже были организованы школы для начального обучения грамоте, а может быть, как   предполагают   некоторые   ученые,   производилось


обучение и более серьезное, рассчитанное на взрослых людей, готовящихся в священники. Впоследствии Яро­слава стали называть Мудрым. Самовластец всей Руси, киевский князь, с которым стремились породниться ко­ролевские дома Франции, Венгрии, Норвегии, не до­вольствовался уже титулом великого князя; его совре­менники употребляли восточный титул «каган», а в кон­це концов Ярослава стали называть царем, как самого византийского императора.

Соперничество с Византией сказывалось не только в застройке Киева или в титулатуре, но и в отношении к церкви. В 1051 г. Ярослав Мудрый поступил так, как до тех пор поступал только византийский император: он сам, без ведома константинопольского патриарха, назначил главу русской церкви — митрополита, вы­брав для этой цели умного киевского писателя Илла­риона.

Хорошо понимая идеологическую силу христиан­ства, Ярослав уделял много внимания организации рус­ской церкви и монашества. При Ярославе Антоний Лю-бечанин положил начало знаменитому впоследствии Киево-Печерскому монастырю. Ярослав умер в 1054 г., нд 76-м году жизни; в Софийском соборе на стене была сделана торжественная запись об «успении царя на­шего».

Со смертью Ярослава временно перестала сущест­вовать единая держава Русь, так как русские области оказались разделенными между сыновьями и племян­никами Ярослава.

1234[5]
Оглавление