Книга:
УСОБИЦЫ 1015-1026 гг. ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ
В числе рыцарей, ради которых написан охраняющий их закон, есть и прибывшие из Киевской земли «русины» и княжеские гриди, на которых шла 1000 гривен новгородских даней, и купчины, по обычаю того времени, очевидно, тоже препоясанные мечами, и важные княжеские чиновники — «ябедники» и мечники, следившие за сбором доходов и вершившие княжеский
суд.
Закон заодно защищал и более широкие круги новгородского населения — тут упомянуты и изгои, выходцы из общин, порвавшие свои старые связи и еще не нашедшие своего самостоятельного места в жизни, и просто «словене», жители обширной новгородской земли. Эти категории простого люда напоминают нам о покаянных словах Ярослава на вече, когда результатом его призывов к братьям-новгородцам (и, очевидно, соответственных обещаний) была мобилизация большого по тем временам трехтысячного войска, в составе которого оказались даже простые смерды (может быть, «словене» «Русской Правды»).
«Древнейшая Русская Правда», как и летопись, рисует Новгород в 1015 — 1016 гг. расколотым на две части,
Ладьи варягов (фриз из Байё. XI в.)
на два лагеря: к одному из них принадлежит население Новгорода, от боярина до изгоя, а к другому — чужеземцы варяги и колбяги (жители Балтики). Они устраивают драки, наносят оскорбления, угрожают обнаженными мечами, хватают чужих коней и ездят на них по городу, берут чужое оружие, укрывают чужую челядь, выдирают усы и бороды, рубят руки и нога, убивают насмерть, даже на пирах дерутся чашами и турьими рогами.
Все это очень хорошо дополняет рассказ летописца о варяжских насилиях в городе.
Варяги и колбяги поставлены законом Ярослава в неполноправное положение — § 10 «Русской Правды»
Рукоять меча.
гласит, что если обидчик новгородец, то обиженный должен представить двоих свидетелей, если же грубияном, толкнувшим новгородца, окажется варяг или колбяг, тс достаточно одной клятвы обиженного новгородца. Именно такой смысл явствует из сопоставления этой статьи «Краткой Правды» XI в. с соответствующей статьей «Пространной Правды» XII