Первые века русской истории

В этой книге рассказывается о становлении княжеств на Руси и начале начале русской истории.

Книга:

УСОБИЦЫ 1015-1026 гг. ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ

В числе рыцарей, ради которых написан охраняю­щий их закон, есть и прибывшие из Киевской земли «русины» и княжеские гриди, на которых шла 1000 гри­вен новгородских даней, и купчины, по обычаю того времени, очевидно, тоже препоясанные мечами, и важ­ные княжеские чиновники — «ябедники» и мечники, следившие за сбором доходов и вершившие княжеский

суд.

Закон заодно защищал и более широкие круги нов­городского населения — тут упомянуты и изгои, выход­цы из общин, порвавшие свои старые связи и еще не нашедшие своего самостоятельного места в жизни, и просто «словене», жители обширной новгородской зем­ли. Эти категории простого люда напоминают нам о покаянных словах Ярослава на вече, когда результатом его призывов к братьям-новгородцам (и, очевидно, со­ответственных обещаний) была мобилизация большого по тем временам трехтысячного войска, в составе кото­рого оказались даже простые смерды (может быть, «сло­вене» «Русской Правды»).

«Древнейшая Русская Правда», как и летопись, рису­ет Новгород в 1015 — 1016 гг. расколотым на две части,


 

Ладьи варягов (фриз из Байё. XI в.)

на два лагеря: к одному из них принадлежит население Новгорода, от боярина до изгоя, а к другому — чуже­земцы варяги и колбяги (жители Балтики). Они устраи­вают драки, наносят оскорбления, угрожают обнажен­ными мечами, хватают чужих коней и ездят на них по городу, берут чужое оружие, укрывают чужую челядь, выдирают усы и бороды, рубят руки и нога, убивают насмерть, даже на пирах дерутся чашами и турьими рогами.

Все это очень хорошо дополняет рассказ летописца о варяжских насилиях в городе.

Варяги  и  колбяги  поставлены законом  Ярослава в неполноправное   положение — § 10   «Русской   Правды»


 

Рукоять меча.


 


гласит, что если обидчик новгородец, то обиженный дол­жен представить двоих свидетелей, если же грубияном, толкнувшим новгородца, окажется варяг или колбяг, тс достаточно одной клятвы обиженного новгородца. Имен­но такой смысл явствует из сопоставления этой статьи «Краткой Правды» XI в. с соответствующей статьей «Пространной Правды» XII

1[2]345
Оглавление