Книга:
КНЯЗЬЯ «ГОРИСЛАВИЧИ» И КИЕВСКОЕ ВОССТАНИЕ 1113 г
Во всех подробностях известны события, развернувшиеся в 1097—1099 гг. после Любечского съезда, так как Мономах, враждуя со Святополком, позаботился о составлении почти протокольных описаний заговоров, тайных союзов, кровавых расправ своего соперника. Князь-пират Давыд Игоревич убедил Святополка в том, что будто бы Василько Ростиславич Теребовльский вошел в заговор с Мономахом против него. Люди Святополка схватили Василька, выкололи ему глаза. Началась длительная, полная драматических эпизодов усобица. Мономах, примирившись с Олегом, выступал против Святополка. В усобицу были втянуты и Польша, и Венгрия, и Половецкая земля, и десятки русских князей и городов. Завершилась она в 1100 г. княжеским съездом в Уветичах (Витечеве), где судили князя Давыда, «ввер-шего нож» в среду князей; обвинителем, во всеоружии летописных записей, выступал Владимир Мономах.
Князь Олег «Гориславич» к этому времени поутих. Он был уже отцом взрослых сыновей, Ольговичей, которые в XII в. снискали себе плохую славу таких же авантюристов, как и их отец. Его старший сын Всеволод, пьяница и распутник, прославился в молодости разбойничьими набегами на мирное население и даже попал в былины как отрицательный герой («Чурила»). Младший сын, Святослав, женатый на половчанке, продолжал, как и его отец, приводить на Русь половецкие отряды своих степных родичей.
Олег Святославич умер в 1115 г. в Чернигове. За три месяца до смерти беспокойный князь начал распрю с Мономахом относительно места саркофагов Бориса и Глеба в новой вышгородской церкви. После его смерти родовое имя его сыновей и внуков — Ольговичи — надолго стало символом беспринципных усобиц, кровавых дел и вероломных клятвопреступлений.
Мы проследили от начала и до конца судьбу одного из князей-разорителей Руси. Прозвище «Гориславич», данное автором «Слова о полку Игореве», полностью подтверждено всеми делами Олега Святославича. Но он был не одинок, он был типичен для той эпохи.
Второй печальной фигурой русской истории рубежа XI—XII вв. был великий князь Святополк Изяславич, с которым отчасти мы уже знакомы. Историк В. Н. Татищев, сподвижник Петра Великого, сохранил любопытную характеристику этого князя, почерпнутую им из не дошедших до нас источников:
Сей великий князь был ростом высок, сух, волосы черноваты и прямы, борода долгая, зрение острое. Читатель был книг и вельми памятен... К войне не был охотник и хотя на кого скоро осердился, но скоро запамятовал. При том вельми сребролюбив был и скуп...
Последние слова характеристики подтверждаются многими источниками. Князь Святополк изыскивал любые способы обогащения казны. Его сын пытками вынуждал монахов указывать места зарытых сокровищ. Сам Святополк изобретал новые налоги; введенный им соляной налог был очень тяжел для народных масс и вызвал возмущение. Вопреки ожиданиям киевского боярства, Святополк не сумел оградить Русь от половцев и только разорял ее лишними войнами. Как только он умер, в Киеве тотчас же вспыхнуло народное восстание.
17 апреля 1113 г. Киев разделился
надвое. Киевская знать, те, кого летописец обычно называл «смысленны-ми»,
собралась в Софийском соборе для решения вопроса о новом князе. Выбор был
широк, князей было много, но боярство совершенно разумно остановилось на кандидатуре
переяславского князя Владимира Мономаха.
В то время, пока боярство внутри собора выбирало великого князя, за его стенами
уже бушевало народное восстание.