Книга:
КНЯЗЬЯ «ГОРИСЛАВИЧИ» И КИЕВСКОЕ ВОССТАНИЕ 1113 г
а Святослав
вскоре составил заговор с Всеволодом и выгнал старшего брата Изяслава из
Киева, сам сев на его место. Таков был отец; о его сыновьях в молодости
известно мало — не ясно даже, когда они родились, как жили при отце. До нас не
дошла не только Черниговская летопись Святослава, но даже и летопись тех трех
лет (1073 — 1076 гг.), когда он был великим князем Киева. Впервые со всем
семейством Святослава нас знакомит великолепная энциклопедия, известная под
названием «Изборника Святослава» 1073 г. В книгу был вложен лист с миниатюрой,
изображающей все княжеское семейство: впереди сам Святослав Ярославич в
княжеской шапке и парчевом плаще с книгой в руках, рядом его жена с маленьким
сыном Ярославом, а далее толпятся четверо взрослых сыновей — Глеб, Олег, Давыд
и Роман. Сыновья — с бородами; они родились, вероятно, еще при жизни деда, в
1050-х годах, и ко времени составления «Изборника» выходили на самостоятельную
дорогу. Старший, Глеб, уже прославился тем, что в Новгороде собственноручно
зарубил волхва топором. В подписи к семейному портрету Святослав обращался к
богу с изречением из псалтыри: «Не оставь, тосподи, без внимания стремлений
моего сердца! Но прими нас всех и помилуй!» Старый князь хорошо знал сложность
человеческих отношений и мог предугадать тяжелую судьбу своих сыновей,
продолжавших интриги и коварные дела отца.
Как мог воспитываться молодой княжич Олег при отце в Чернигове и Киеве? Вероятно, его по древним обычаям в три года посадили на коня, в семь лет начали учить грамоте, а отроком в двенадцать лет отец должен был взять его в поход. Это мог быть поход Святослава в далекую Тмутаракань в 1066 г., откуда князь-изгой Ростислав выгнал Олегова брата Глеба, а мог быть и поход на Всеслава Полоцкого, во время которого Ярославичи изрубили всех мужчин побежденного Минска. Во всяком случае, у княжича Олега прошло перед глазами много кровавых событий.
О войнах и битвах, о заговорах и клятвопреступлениях Олег мог знать и по былинам своего времени, и по «замышлению Бояню»: прославленный поэт XI в. был придворным певцом Святослава; он воспел брата Олега — «красного Романа Святославича»; он давал свои пристрастные, тенденциозные характеристики современникам Олега вроде Всеслава, которому он предрекал божий суд. Олег мог читать и летопись, и византийскую хронику Георгия Амартола, уже переведенную к этому времени на русский язык. Один из крупнейших летописцев тех лет — Никон Великий, основатель монастыря в Тмутаракани, был близок к князю Святославу. В распоряжении Олега была отцовская библиотека, в составе которой находились два энциклопедических сборника — уже знакомый нам «Изборник» 1073 г. и второй, составленный «из мног книг княжих» в 1076 г. Последний сборник весь проникнут духом тех социальных конфликтов, которыми была полна русская действительность 1060 —70-х годов. Поучения «Изборника» обращены то к богатым и сильным, то к убогим. Бедным и слабым внушались покорность и смирение («ярем мой благ есть и бремя мое легко»), им нужно «послушливу быти до смерти, тружатися до смерти». А богатым и знатным рекомендовалось, во-первых, бояться князя («князя бойся всею силою своею»), а во-вторых, не раздражать сверх меры бедных («...не разгневай мужа в нищете его») и, по возможности, смягчать социальные контрасты: «Сидящу ти в зиму в тепле храмине и без боязни изнажившуся, вздохни, помыслив о убогих, како клячать над малом оганьцем скорчившеся, большу же беду очима от дыма имуще...» Все это было навеяно классовыми битвами 1060-х годов. Составитель «Изборника» советовал своим читателям скрывать свои мысли и надежно хранить тайны. В эту эпоху, когда некоторые вопросы решались ударом ножа подосланного убийцы, читателя предостерегают: «Не всякого человека введи в дом свой — блюди-ся злодея».
«Изборники» были нужны для того, чтобы князь мог иметь под рукой афоризмы на все случаи жизни и, не роясь в книгах, блеснуть остроумием и начитанностью, чтобы князь мог мудрость «изметь, как сладкий мед из уст своих перед боярами».