Книга:
КИЕВСКОЕ КНЯЖЕСТВО В XII - НАЧАЛЕ XIII в
Очевидно, Рюрик не надеялся закрепиться в Киеве, если так ограбил его и ушел в свой собственный замок в Овруче.
В этом же году после совместного похода на половцев в Триполье Роман захватил в плен Рюрика и постриг в монахи всю его семью (включая и свою собственную жену, дочь Рюрика). Но Роман не долго правил в Киеве — в 1205 г. он был убит поляками, когда на охоте в своих западных владениях заехал слишком далеко от своих дружин.
С Романом Мстиславичем связаны поэтические строки летописи, дошедшей до нас, к сожалению, лишь частично. Автор называет его самодержцем всей Руси, хвалит его ум и храбрость, отмечая особенно борьбу его с половцами: «Встремил бо ся бяше на поганые, яко и лев, сердит же бысть, яко и рысь, и губяше, яко и коркодил, и прехожаше землю, их яко орел; хробор бо бе, яко и тур...» По поводу половецких походов Романа летописец вспоминает Владимира Мономаха и его разгром половцев. Сохранились и былины с именем Романа.
Одна из недошедших до нас летописей, использованная В. Н. Татищевым, сообщает чрезвычайно интересные сведения о Романе Мстиславиче.
Будто бы, после насильственного пострижения Рюрика и его семьи, Роман объявил всем русским князьям о том, что его тесть был свергнут им с престола за нарушение договора. Далее следует изложение взглядов Романа на политическое устройство Руси в XIII в.: киевский князь должен «землю Русскую отовсюду оборонять, в братии — князьях русских, добрый порядок содержать, дабы один другого не мог обидеть и на чужие области наезжать и разорять». Далее Роман обвиняет младших князей, пытающихся захватить Киев, не имея сил для его защиты, и тех князей, которые «приводят поганых половцев». Затем следует проект выборов киевского князя в случае смерти его предшественника. Выбирать должны шесть князей: суздальский, черниговский, галиц-кий, смоленский, полоцкий, рязанский; «младших же князей к тому избранию не потребно». Эти шесть княжеств должны передаваться по наследству старшему сьшу, но не дробиться на части, «чтобы Русская земля в силе не умалялась». Роман предлагал созвать княжеский съезд для утверждения этого порядка. Трудно сказать, насколько достоверны эти сведения, но в условиях
193 |
13 Б. А. Рыбаков
1203 г.
такой порядок, если бы он мог быть проведен в жизнь, представлял бы
положительное явление. Однако стоит вспомнить благие пожелания накануне
Любечско-го съезда 1097 г., его хорошие решения и трагические события,
последовавшие вслед за ними.
После блестящих побед Романа над половцами, поляками и венграми к нему направил посла римский папа, стремясь склонить его к католичеству 2.