Первые века русской истории

В этой книге рассказывается о становлении княжеств на Руси и начале начале русской истории.

Книга:

ПЕРВЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА О ГОСУДАРСТВЕ РУСИ

В 941—944 гг. Игорь во главе русских войск, уси­ленных наемными печенегами и варягами, воевал с Ви­зантией и, хотя война была неудачной, заключил новый мир с империей, предусматривавший широкие торго­вые связи. Посылая свои корабли из Киева в Царьград, князь должен был письменно известить императора о. количестве судов и снабдить своих послов и купцов зо­лотыми и серебряными печатями, удостоверявшими их полномочия.

Купцы из Киева, Чернигова и Переяславля жили в Царьграде за счет греков в течение месяца, но должны были ходить по городу без оружия.    Договор 944 г., как и предшествовавший ему «ветхий мир» 911 г„ опирался на. «покон (закон) русский», Византия была заинтересована в мирных торговых вза­имоотношениях с Русью и направила своих послов в Киев, где происходило утверждение мира: Игорь скре­плял договор клятвой на Перуновом холме.

Князь и высшее боярство клялись, положив у идола Перуна свое оружие, доспехи и золото. Дружинники-христиане присягали в церкви св. Ильи на Подоле.

Новый договор вновь открывал русскому боярству заманчивые перспективы выгодной торговли с греками, позволял рассчитывать на возмещение урона, нанесен­ного войной, и снова предоставлял широкий сбыт про­дуктам, собираемым во время полюдья.

Из слов летописца видно, что полюдье вокруг Кие­ва у Древлян и Уличей собирал варяжский воевода Овенельд; Игорева дружина давно говорила князю, что он слишком много дал одному боярину. На следующий же год (945 г.) после заключения мира княжеские дру­жинники заявили Игорю: «Князь! Воины Свенельда богато вооружились и оделись, а мы обеднели! Пойдем с нами собирать дань — и ты получишь много и мы».

Игорь отправился осенью в полюдье к Древлянам. Там его бояре произвольно увеличивали нормы дани и насильно отбирали у Древлян добро.

Возвращаясь в Киев, князь решил «примыслити боль­шую дань» и, отправив обозы с данью в Киев под охра­ной основной дружины, сам вторично пошел к Древля­нам с небольшим количеством воинов, «желая болыиэ имения».

Древляне во главе со своим князем Малом собрали вече и решили: «Когда повадится волк к овцам, то пе­ретаскает все стадо, если не убить его. Так и князь Игорь — если не убьем его, то он погубит   всех   нас!»

Но все же они не сразу 'воспользовались слабостью Игорева эскорта: сначала Древляне послали послов, напомнивших князю о том, что вся дань уже взята им полностью. После того, как Игорь не прекратил сбора полюдья, Древляне из города Искоростеня (современ­ный Коростень) напали на князя и его малую дружину и всех их перебили.

Легенды о мести княгини Ольги, вероятно, сгустили краски, но это было сделано преднамеренно: княжеско-боярские круги Киева хотели поведать, какие страшные кары ожидают всех неповинующихся княжеской воле.

События 945 г. нельзя считать классовой борьбой в чистом виде, так как в убийстве Игоря участвовали древлянский князь и его вельможи, «иже держаху Де-ревьску землю». Но все же главной причиной восстания против власти Киева был произвол во взимании дани, те насилия, которые применяли киевские бояре Игоря ко всем древлянам вообще.

123456789101112[13]14
Оглавление