Первые века русской истории

В этой книге рассказывается о становлении княжеств на Руси и начале начале русской истории.

Книга:

ПЕРВЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА О ГОСУДАРСТВЕ РУСИ

Боярская усадьба была ячейкой нарождавшегося фе­одального общества — здесь накапливались людские и материальные резервы и создавались условия для рас­ширения производства.

Путь прогрессивного развития славянского общест­ва неизбежно вел от родовых общин и разрозненных «дымов» к вотчине, с боярским феодальным двором в центре ее. Выделение племенной знати началось задолго до оформления феодальных отношений.

«Миры», состоявшие из нескольких родовых коллек­тивов, в свою очередь, объединялись в племена, или «земли». Чем примитивнее был родовой быт славян, чем больше была замкнутость «миров», тем слабее были внутриплеменные связи. Расширение росчистей, распа­шек и земледельческих угодий («куда топор и коса хо­дила»), бортных ухожаев и охотничье-рыболовческих «гонов», «перевесищ» и «езов» неизбежно приводило к соприкосновению «миров», к спорам и распрям по по­воду межей и «знамений» и вызывало все больше обра­щений к власти племенного веча или к суду племенного князя. Процесс выделения отдельных семей из общего хозяйства рода вместе со скотом и инвентарем неизбеж­но должен был приводить к спорам и сварам внутри рода, так как он ослаблял хозяйство рода и был своеобразным восстанием против прав родовладыки. В этой борьбе «отцов и детей» старейшины родов должны были при­менять жестокие санкции вроде изгойства, а стре­мящиеся к самостоятельности члены рода вынуждены были искать правды где-то вне самого рода. Им трудно было найти эту правду в своем «миру», где вече состоя­ло из тех же родовладык, из «старой чади». Приходи­лось аппелировать к высшей инстанции — к власти пле­менного князя, стоявшего над «мирами». Все это усили­вало позиции общеплеменных властей и делало их все более и более необходимым элементом общественного устройства.

Общее развитие производительных сил, успехи зем­леделия, скотоводства и ремесла увеличивали как об­щую сумму прибавочного продукта, так в особенности долю, получаемую «мирскими» и племенными властя­ми — князьями, волхвами, воеводами. Усилилась роль межобщинного обмена и увеличилось некоторое разде­ление труда между отдельными «мирами», что, в свою очередь, усиливало внутриплеменные связи.

Так как развитие родового строя никогда не пред­ставляло собой идиллической картины, а сопровожда­лось соперничеством родов и племен, военными столк­новениями, захватом пленной «челяди», то роль родо­вых и племенных дружин постоянно возрастала по мере обострения противоречий и конфликтов, когда «восста­вал род на род» или одно племя было «обидимо» сосе­дями.

Изучение процесса возникновения классов неотде­лимо от вопроса об эволюции родоплеменных дружин, приобретавших все большую и большую независимость от рядовых соплеменников и даже от веча.

Рост производительных сил позволял содержать все большее количество воинов за счет общинных запасов, лучше снабжать их оружием и боевыми конями. Это при­водило к нарушению первобытного равенства и к воз­никновению такого положения внутри «мира», когда возросшая количественно группа воинов — «отроков», испытавшая сладость побед и вольготной жизни, отказы­валась по истечении срока своей военно-сторожевой службы вернуться в свои общины я не желала корчевать там пни или пасти  общинное стадо.

Илья Муромец, «крестьянский сын», почуяв в себе силу богатырскую, пробыл на работе простого «ора­тая» всего один день. Отпросившись у родичей («про­стите меня со рожденого со места»), он отправился от­капывать зарытые под камнем доспехи и поехал в город служить князю в качестве дружинника.

12[3]4567891011121314
Оглавление