Книга:
КНЯЖЕСТВА-КОРОЛЕВСТВА XII в
Средневековый город был сложным и многообразным социальным организмом, который никак нельзя охарактеризовать только какой-нибудь одной чертой. Он был крепостью, убежищем во время опасности и для окрестных смердов, был как бы коллективным замком крупнейших земельных магнатов данной округи во главе с самим князем. Боярские и княжеские дворы занимали в нем видное место. В силу этого город являлся естественным административным центром округи (или княжества, если это город столичный), местом суда и платежа, местом издания разных постановлений. Город был средоточием разнообразного ремесла: посады широким кольцом окружали аристократическую часть города, его кремль, его детинец. В городе производилось все, что было нужно для хозяйства или войны, все, что украшало быт или служило предметом вывоза. Город был также главнейшим (а иногда и единственным) местом торговли округи, местом, где хранились запасы и богатства; городские ростовщики пускали щупальца в беднейшие кварталы ремесленников, ссужая свои капиталы за бесчеловечно высокие проценты.
Если митрополит отчасти соответствовал великому князю, хотя и зависел от него, а епископ — князю отдельной земли, то боярству в церковной сфере соответствовали монастыри, становившиеся в это время крупными земельными собственниками. Монастырская земля не дробилась по наследству, как княжеская или боярская, и поэтому монастыри быстро богатели. Епископами и игуменами крупных пригородных монастырей нередко бывали богатые знатные люди, связанные с придворными кругами, получавшие богатые вклады и ведшие княжеское летописание.
Монастыри вели торговые операции и занимались ростовщичеством.
Все звенья церковной организации принимали активное участие в политической жизни, в феодальных усобицах и классовой борьбе. Христианская формула: «Рабы да повинуются господам своим» имела широчайшее применение в условиях обострения социальных конфликтов.
Все перечисленные составные части русского феодального общества находились в развитии, в непрерывном движении и в различных сочетаниях образовывали враждующие между собой блоки и группы. Князья создавали и прикармливали дворянство для борьбы против бояр. Епископы то поддерживали князей (от которых они частично зависели материально), то пытались вести не особенно удачную самостоятельную политику. Крупное боярство стремилось при посредстве боярской думы ограничить самодержавие князей и в то же время с той же целью оказывало давление на дворян, оттесняя их на задний план. Возможно, что желание создать свои резервы военных и дворовых слуг толкало боярство на возрождение института холопства, которому уделено так много места в «Пространной Русской Правде». Результатом конфликтов боярства с закрепощаемым крестьянством явилось перемещение закупов (в том числе и «ролейных закупов») в укрепленные дворы феодалов, что явствует как из «Русской Правды», так и из археологических данных о дворах XII в.
Города бурлили в мятежах и «замятиях». «Черные люди» городских посадов одинаково терпели и от боярства, и от купечества. Их неожиданными союзниками оказывались могущественные князья, всегда готовые поддержать ту силу, которая могла быть направлена против боярства. И ремесленники, и купцы объединялись в свои «братства», «обчины», в корпорации, близкие ремесленным цехам и купеческим гильдиям Запада.
Классовая борьба вспыхивала то в форме прямых восстаний, то в завуалированном виде антицерковных ересей. Одним из наиболее развитых русских средневековых городов был Великий Новгород, столица богатой феодальной республики.