Книга:
ФЕОДАЛЬНЫЙ ЗАМОК XI-XII вв
Потребность в записи юридических норм должна была появиться прежде всего в условиях, когда установились какие-то внешние сношения с другими странами и когда «покон русский» сталкивался с законами этих стран, или же в княжеском хозяйстве, чьи угодья были разбросаны в разных землях, а сборщики штрафов и дани вынуждены были непрерывно объезжать все подвластные племена и судить там от имени своего князя по его законам.
Первые отрывочные записи отдельных норм «русского закона» возникали, как это уже было видно на примере «Устава Ярослава» Новгороду, по частным случаям, в связи с какой-либо особой надобностью и совершенно не ставили перед собой задач всеобъемлющего отражения многообразия русской жизни.
К середине XI в. обозначились острые социальные противоречия (и прежде всего в княжеском секторе феодального мира), которые привели к созданию княжеского домениального закона — так называемой «Правды Ярославичей» (примерно 1054—1072 гг.), отображающего княжеский замок и его хозяйство. Владимир Мономах (1113 — 1125 гг.) после киевского восстания 1113 г. дополнил этот закон рядом более общих статей, касающихся средних городских слоев. В конце его княжения или в княжение его сына Мстислава (1125 — 1132 гг.) был составлен еще более широкий по охвату свод феодальных законов — «Пространная Русская Правда», отражающий не только княжеские, но и боярские интересы. Феодальный замок и феодальная вотчина в целом очень рельефно очерчены в этом законодательстве. Трудами советских историков С. В. Юшкова, М. Н. Тихомирова и особенно Б. Д. Грекова подробно раскрыта феодальная сущность «Русской Правды» во всем ее историческом развитии более чем за столетие.
Б. Д. Греков в своем
известном исследовании «Киевская Русь» так характеризует феодальный замок и
вотчину XI в.: «В Правде Ярославичей обрисована в главнейших
чертах жизнь вотчины княжеской.
Центром этой вотчины является «княж двор», где мыслятся прежде всего хоромы, в которых живет временами князь, дома его слуг высокого ранга, помещения для слуг второстепенных, жилища смердов, рядовичей и холопов, разнообразные хозяйственные постройки — конюшни, скотный и птичий дворы, охотничий дом и др.
Во главе княжеской вотчины стоит представитель князя — боярин-огнищанин. На его ответственности лежит все течение жизни вотчины, в частности, сохранность княжеского вотчинного имущества. При нем, по-видимому, состоит сборщик причитающихся князю всевозможных поступлений — «подъездной княж». В распоряжении огнищанина находятся тиуны. В Правде назван также «старый конюх», т. е. заведующий княжеской конюшней и княжескими табунами коней.
Все эти лица охраняются установленной той же Правдой удвоенной 80-гривенной вирой, что говорит об их привилегированном положении. Это высший административный аппарат княжеской вотчины. Дальше следуют княжеские старосты — «сельский» и «ратай-ный». Их жизнь оценивается только в 12 гривен. ...Мы получаем право говорить о подлинной сельскохозяйственной физиономии вотчины»1.