Книга:
ФЕОДАЛЬНЫЙ ЗАМОК XI-XII вв
Первые укрепленные усадьбы, обособленные от простых жилищ, окружающих их, относятся еще к VIII — IX вв. Усадьба-городище строилась на холме, подножье которого было окружено 100—200 небольших хаток-землянок, в беспорядке разбросанных вокруг. Археологам удалось установить, что обитатели усадеб жили несколько иной жизнью, чем их односельчане: в усадьбах чаще встречаются оружие и серебряные украшения.
Замок
представлял собой маленькую крепостицу, образованную несколькими деревянными
срубами, поставленными по кругу вплотную друг к другу; круговое жилище
(«хоромы») являлось одновременно и стенами, окаймлявшими небольшой двор. В
таких «хоромах» могли проживать 20 — 30 человек; был ли это родовой старейшина
со своими домочадцами или «нарочитый муж» с челядью, собиравший полюдье с
населения окрестных деревень, сказать трудно. Вероятно, в такой форме должны
были рождаться первые феодальные замки, именно так должны были выделять себя из
среды земледельцев первые бояре, «лучшие мужи» славянских племен.
Крепость-замок была слишком мала для того, чтобы укрыть за своими стенами в годину
опасности всех обитателей поселка, но вполне достаточна, чтобы господствовать
над ним. Древнерусские слова, обозначающие замок, вполне подходят к этим
маленьким круглым крепоетицам: «хоромы» (т. е. сооружение, построенное по
кругу), «двор», «град» (т. е. огражденное, укрепленное место).
Тысячи таких дворов-«хором» стихийно возникли в VIII—XI вв. по всей Руси, знаменуя собой рождение феодальных отношений, вещественное закрепление племенными дружинами достигнутого ими преимущества. Но только через несколько столетий, после появления первых замков о них сообщают юридические источники — правовые нормы возникают лишь в результате жизненных требований, а не наоборот.
К XI в. явно обозначились классовые противоречия, и князья стали заботиться о том, чтобы их дворы, хоромы и амбары были надежно защищены не только военной силой, но и писаным законом. На протяжении XI в. складывается первый вариант русского феодального права — «Русская Правда». Она складывалась на основе тех древних славянских обычаев, которые существовали уже много веков, но в нее вплетались и новые юридические нормы, рожденные феодальными отношениями. Долгое время взаимоотношения между феодалами и крестьянами, дружинников между собой и положение князя в обществе определялись изустным, неписаным законом — обычаями, подкрепленными реальным соотношением сил.
Насколько можно судить по записям этнографов XIX в., древние обычаи регламентировали все стороны человеческих взаимоотношений: от семейных дел до пограничных споров.
Внутри маленькой замкнутой боярской вотчины долгое время не было потребности в записывании этих устоявшихся обычаев или тех «уроков» — платежей, которые ежегодно шли в пользу господина. Вплоть до XVIII в. подавляющее большинство феодальных вотчин жило по своим внутренним неписаным законам.