Книга:
НОВГОРОД ВЕЛИКИЙ - БОЯРСКАЯ РЕСПУБЛИКА
в начавшейся феодальной раздробленности
и распрях князей Новгород попытался сказать свое слово в общерусской политике —
посадник Мирослав Гюрятинич ездил в Южную Русь мирить киевлян с черниговцами.
Князь Всеволод, остававшийся в Новго-
Церковь Ивана «на Петрятине дворище» («на Опоках»), являвшаяся центром купеческой корпорации «Иваньского ста»
роде, давал противоречивые рекомендации относительно того, с кем из соперников надо быть Новгороду в союзе.
Недовольство князем со стороны новгородского боярства возрастало одновременно с сознанием их собственного могущества. Кроме боярства и купечества, в Новгороде были еще две силы, на которые мог бы положиться князь в поисках опоры для своего пошатнувшегося престола,— церковь и «черные люди». С «черными людьми» у Всеволода были враждебные отношения, что и было ему потом поставлено в вину. Оставалась церковь, являвшаяся в Новгороде значительной экономической и политической силой. И вот появляется второй документ Всеволода Мстиславича, в котором он частично зачеркивает привилегии, только что данные купечеству. Это — «Устав Всеволода о церковных судах... и о мерилах торговых». Устав был обнародован таким образом: на заседание княжеского совета в .присутствии бояр, княгини и архиепископа были приглашены десять сотских, бирюч и два старосты; один из них — ивановский староста Васята. В уставе очерчен круг людей, подвластных церкви, и состав тех преступлений, которые подведомственны церковному суду (развод, умыкание, чародейство, волхование, ссоры между родными, ограбление мертвецов, языческие обряды, убийство внебрачных детей и др.).
Но начинается устав с того, что князь определяет, кому он вверяет суд и мерила торговые: на первом месте оказывается церковь «Святой Богородицы на Торгу», далее Софийский собор и епископ и лишь на третьем месте «староста Иваньский». Текст здесь неисправен — после Богородицкой церкви написано: «...В Киеве и митрополиту...»; это явное недоразумение, так как в Киеве не было такой церкви, а новгородская божница в Киеве носила имя Михаила. После уточнения некоторых экономических деталей (какие оброчные статьи получают ивановский поп и сторож) говорится, что старосты и торговцы должны управлять «домом святого Ивана», «докладывая владыке», т. е. дела купеческой корпорации ставились под контроль новгородского архиепископа.
Церковь Богородицы на Торгу была заложена князем Всеволодом вместе с владыкой Нифонтом в 1135 г. Зимою Нифонт ездил в Киев: «Устав Всеволода», пожалуй,
правильнее датировать началом 1136 г., когда церковь на Торгу уже была построена и владыка вернулся из своей дипломатической поездки. Новый документ (если только он верно понят нами) укреплял связи князя с церковью и ее влиятельным главой — архиепископом, но должен был вызвать недовольство новгородского купечества, корпоративная церковь которого — Иван на Опоках — оказалась отодвинутой на второй план, а на первое место выдвинулась новопостроенная Богородиц-кая церковь.