Книга:
НОВГОРОД ВЕЛИКИЙ - БОЯРСКАЯ РЕСПУБЛИКА
) был последним князем, при котором Киев (в лице деда Всеволода и отца) вмешивался во внутренние дела Новгорода.
Всеволод Мстиславич довольно долго выполнял различные военные поручения Новгорода, но в 1132 г., когда после смерти Мстислава «раздрася вся земля Русская», он, соблазнившись перспективой приобрести крупный удел на юге, поскакал в Переяславль, но продержался в этом городе лишь несколько часов — к обеду его уже выгнал оттуда Юрий Долгорукий, его дядя, который и сам смог продержаться там лишь восемь дней.
Князь Всеволод вернулся в Новгород, рассчитывая, очевидно, на поддержку посадника Петрилы Микуль-чича и архиепископа Нифонта. Но здесь он застал необычайное брожение как в самом городе, так и по всей Новгородской земле: боярство, по всей вероятности, в свое время заключило с ним договор о пожизненном княжении, чтобы еще раз не испытывать на себе тяжелую руку Мономаха (как это было на втором году княжения юного Всеволода в 1118 г.). Теперь новгородцы, псковичи и ладожане, собравшись все вместе, припомнили ему его обещание не покидать Новгорода до самой смерти («хощу у вас умрети») и в наказание за легкомысленную поездку в Переяславль «выгониша князя Всеволода из города». Однако с полпути его вернули.
Новый конфликт созрел два года спустя, когда Всеволод снова пытался ввязаться в южные дела. При обсуждении возможного похода на Суздаль прения на вече приняли острый характер. «Почаша молвити о суздальской войне новгородцы и убиша муж свои и вер-гоша с моста...»
Во время самого похода произошла смена посадников, и сторонник Всеволода Петрила был устранен. Поражение, понесенное новгородцами в битве на Ждане горе в 1135 г., еще более обострило недовольство Всеволодом, втянувшим Новгород в эту невыгодную войну.
К бурным 1135 — 1136 гг., которые иногда называли даже «новгородской революцией», относятся два очень важных документа, отражающих дела купеческих корпораций. Рассмотренные совместно с летописью, они могут отчасти помочь в выяснении княжеской политики в последние критические годы существования княжеской власти в Новгороде. Несмотря на то, что оба документа подправлялись потомками в XIII—XIV вв., можно предположительно выделить их первоначальное ядро.
В 1135 г. при посаднике Мирославе князь Всеволод составил «рукописанье», посвященное льготам и привилегиям купеческому братству при церкви Ивана на Опоках, построенной среди новгородского Торга в 1127—1130 гг. «Рукописанье» отчетливо утверждает и защищает права богатого купечества, «пошлых купцов». При церкви Ивана на Опоках учреждался совет из трех старост. Купцы выбирали двух старост, а от «житьих» и «черных людей» был только один, да и то не выборный, а официальное лицо, боярин тысяцкий. Ивановскому братству давалось самоуправление и суд по торговым делам, независимые от посадника. Стать членом гильдии мог богатый купец (или сын богатого купца), вносивший большой вклад в 50 гривен. В пользу Ивановского братства шли таможенные пошлины с воска, привозимого в Новгород со всех концов Руси. Гильдия имела свой общинный праздник 11 сентября, когда из общей казны тратили (очевидно, на устройство пира) 25 гривен серебра, зажигали в церкви 70 свечей и приглашали служить в ней самого владыку, получавшего за это гривну серебра и сукно. Праздник братства Ивана на Опоках длился целых три дня. Такие совместные праздники членов купеческих гильдий или ремесленных цехов были характерны для всех средневековых городов Европы и Востока. Издавая этот документ, князь, очевидно, рассчитывал на поддержку купечества.
Тем временем,