Книга:
ХРИСТИАНСТВО И ЯЗЫЧЕСТВО
Утверждая свое искусство, церковь постоянно обрушивалась на светские забавы и интересы: «Горе тем, кто ждет вечера с его музыкой — гуслями, флейтами, там^-буринами... тем, кто делает вид, что не знает, какой вред приносят гусли, игры, танцы и пение...»
Церковный проповедник порицает тех солидных горожан, которые внешне благопристойны, но увлекаются игрой уличных артистов, танцами и песнями, даже детей водят на пиры.
«А спросите-ка этих бесстыдных старцев, как жили
Софийский собор в Киеве (построен в 1037 г.). Реконструкция вида собора в XII в.
пророки и апостолы? Или сколько было апостолов и пророков? Не знают они этого и не ответят вам. А вот если речь зайдет о лошадях или о птицах или о чем-либо другом, то тут они — философы, мудрецы!».
Одной из сильнейших церковных организаций были монастыри, игравшие вообще очень важную роль в истории средневековых государств.
По идее монастырь — добровольное братство людей, отрекшихся от семьи, от обычной жизни и целиком посвятивших себя служению богу. На деле монастыри были крупными землевладельцами-феодалами, владели селами, вели оптовую торговлю, ссужали деньги под ростовщические проценты и всегда находились в самой гуще жизни, принимая непосредственное участие в повседневной «суете мирской» и в крупных политических событиях.
Этой завесой стали «блаженные», «юродивые» — психически ненормальные, слабоумные или искалеченные люди, недостатки которых беззастенчиво выставлялись напоказ всем посетителям монастыря. Сохранился рассказ об одном таком юродивом Исаакии, жившем в Печерском монастыре в 1060—1070-е годы. Он был «расслаблен телом и умом», его мучили кошмарные видения, одет он был в недубленую козью шкуру; монастырские повара издевались над его слабоумием и заставляли ловить ворон. Исаакий то собирал детей и одевал их в монашеские одежды, то босыми ногами становился на горящую печь, то «поча по миру ходити, такоже уродом ся творя». Рассказ об этом несчастном был введен в летопись, и автор-монах сознательно преподносил читателю образ «божьего избранника».
Смоленский епископ, игумены и попы повлекли Ав-раамия на суд, поставили мечников на дороге, чтобы никто не приходил к нему.
На суде «игумены и попы, если бы было возможно, солфали бы его живым». Предлагались различные виды казни: «Одни советовали заключить в тюрьму, другие — пригвоздить к стене и сжечь, третьи — утопить».
Русская церковь играла сложную и. многогранную роль в истории Руси XI—XIII вв. С одной стороны, несомненна прогрессивная роль церкви как организации, помогавшей укреплению молодой русской государственности в эпоху бурного поступательного развития феодализма.