Первые века русской истории

В этой книге рассказывается о становлении княжеств на Руси и начале начале русской истории.

Книга:

ХРИСТИАНСТВО И ЯЗЫЧЕСТВО

Утверждая свое искусство, церковь постоянно обру­шивалась на светские забавы и интересы: «Горе тем, кто ждет вечера с его музыкой — гуслями, флейтами, там^-буринами... тем, кто делает вид, что не знает, какой вред приносят гусли, игры, танцы и пение...»

Церковный проповедник порицает тех солидных го­рожан, которые внешне благопристойны, но увлекают­ся игрой уличных артистов, танцами и песнями, даже детей водят на пиры.

«А спросите-ка этих бесстыдных старцев,  как жили


Софийский собор в Киеве (построен в 1037 г.). Реконструкция вида собора в XII в.

пророки и апостолы? Или сколько было апостолов и пророков? Не знают они этого и не ответят вам. А вот если речь зайдет о лошадях или о птицах или о чем-либо другом, то тут они — философы, мудрецы!».

Одной из сильнейших церковных организаций были монастыри, игравшие вообще очень важную роль в ис­тории средневековых государств.

По идее монастырь — добровольное братство людей, отрекшихся от семьи, от обычной жизни и целиком по­святивших себя служению богу. На деле монастыри были крупными землевладельцами-феодалами, владели селами, вели оптовую торговлю, ссужали деньги под ро­стовщические проценты и всегда находились в самой гуще жизни, принимая непосредственное участие в по­вседневной «суете мирской» и в крупных политических событиях.


         Этой завесой стали «блажен­ные», «юродивые» — психически ненормальные, слабо­умные или искалеченные люди, недостатки которых без­застенчиво выставлялись напоказ всем посетителям мо­настыря. Сохранился рассказ об одном таком юродивом Исаакии, жившем в Печерском монастыре в 1060—1070-е годы. Он был «расслаблен телом и умом», его мучили кошмарные видения, одет он был в недубленую козью шкуру; монастырские повара издевались над его слабо­умием и заставляли ловить ворон. Исаакий то собирал детей и одевал их в монашеские одежды, то босыми но­гами становился на горящую печь, то «поча по миру ходити, такоже уродом ся творя». Рассказ об этом не­счастном был введен в летопись, и автор-монах созна­тельно преподносил читателю образ «божьего избран­ника».

Смоленский епископ, игумены и попы повлекли Ав-раамия на суд, поставили мечников на дороге, чтобы никто не приходил к нему.

На суде «игумены и попы, если бы было возможно, солфали бы его живым». Предлагались различные виды казни: «Одни советовали заключить в тюрьму, другие — пригвоздить к стене и сжечь, третьи — утопить».

Русская церковь играла сложную и. многогранную роль в истории Руси XIXIII вв. С одной стороны, не­сомненна прогрессивная роль церкви как организации, помогавшей укреплению молодой русской государствен­ности в эпоху бурного поступательного развития фео­дализма.

123456[7]8
Оглавление