Первые века русской истории

В этой книге рассказывается о становлении княжеств на Руси и начале начале русской истории.

Книга:

ХРИСТИАНСТВО И ЯЗЫЧЕСТВО

Последнюю стадию он тоже правильно обрисовал как двоеверие — славяне приняли христианство, «но и ныне по украинам молятся проклятому богу их Пе­руну» и другим богам.

Моления славян-язычников своим богам были стро­го расписаны по временам года и важнейшим сельско­хозяйственным срокам. Год определялся по солнечным фазам, так как солнце играло огромную роль в миро­воззрении и верованиях древних земледельцев.

Начинался год, как и сейчас, в пору зимнего солнце­стояния, 1 января. Новогодние празднества — «свят­ки» — длились 12 дней, захватывая конец старого года и начало нового. В эти дни сначала гасили все огни в очагах, затем добывали трением «живой» огонь, пекли специальные хлебы и по разным приметам старались угадать, каков будет наступающий год. Кроме того, язычники всегда стремились активно воздействовать на своих богов просьбами, молениями и принесением им жертв. В честь богов устраивались пиры, на которых закалывались быки, козлы, бараны, всем племенем ва­рилось пиво, пеклись пироги. Богов как бы приглаша­ли на эти пиры — братчины, чтобы они становились со­трапезниками людей. Существовали специальные святи­лища — «требища»,— предназначенные для таких риту­альных пиров.

Церковь использовала новогодние языческие святки, приурочив к ним христианские праздники рождества и крещения (25 декабря и б января).


Языческий идол из с. Акулинина близ Москвы

Следующим праздником была масленица, буйный и разгульный праздник весеннего равноденствия, встречи солнца и заклинания природы накануне весенней па­хоты.

Церковь боролась с этим праздником, но не смогла его победить и добилась только выдворения его за кален­дарные сроки «великого поста» перед пасхой.

На протяжении весны и лета беспокойство древнего земледельца об урожае все возрастало — нужны были вовремя дожди, вовремя солнечное тепло. Первый ве-сенний праздник приходился на 1 — 2 мая, когда появ­лялись первые всходы яровых.

Вторрй праздник, слившийся впоследствии с христи анским   «троицыным   днем»,—это день  бога  Ярила, бога животворящих сил природы (4 июня); в этот день молодую березку убирали лентами и украшали ветка­ми дома.

Третий праздник отмечал летний солнцеворот 24 июня — день Купалы   («Иван-Купала»).

Во всех этих праздниках ощущается настойчивое моление о дожде. Хороводы девушек, обрядовые песни и пляски в священных рощах, жертвоприношения рекам и родникам — все было направлено на получение дара неба, дождя. Дню Купалы предшествовала «русальная неделя». Русалки — нимфы воды и полей, от которых, по представлениям славян, зависело орошение земли дождем.

12[3]45678
Оглавление