Первые века русской истории

В этой книге рассказывается о становлении княжеств на Руси и начале начале русской истории.

Книга:

ХРИСТИАНСТВО И ЯЗЫЧЕСТВО

Церковное помещение обычно было поделено на два яруса: внизу толпились простые люди, а на хо­рах, между людьми и изображением бога — «вседержи­теля», помещались владыки и высшая знать.

Христианство отличалось от язычества не своей ре­лигиозной сущностью, а только теми чертами классо­вой идеологии, которые наслоились за тысячу лет на примитивные верования, уходящие корнями в такую же первобытность, как и верования древних славян или их соседей.


Его корабль плыл с юга на север, через Афон в Царь-град и на своем пути, начавшемся, быть может, где-ни­будь в Палестине или даже Египте, этот книжник должен был видеть и остров Крит, известный в древности куль­том Зевса, и античные храмы Афродиты, Артемиды, Афи­ны, и место знаменитого дельфийского треножника, слу­жившего для предсказаний оракула («трипода дельфиче-ского ворожа»).

Быть может, изобилие руин античных языческих святилищ, встреченных во время плавания, и вдохнови­ло неизвестного автора на такую тему, как сопостав­ление славянского язычества с другими древними рели­гиями.

Исключительный интерес представляет та периоди­зация истории славянских верований, которую предло­жил этот умный и образованный писатель:

1.          Первоначально славяне «клали требы  (т. е. при­носили жертвы) упырям и берегыням...»

2.          Затем они «начали трапезу ставити (тоже прино­сить жертвы) Роду и рожаницам».

3.          Впоследствии   славяне   стали   молиться   главным образом Перуну (сохраняя веру и в других богов).

«Упыри» — это вампиры,  фантастические существа, оборотни,  олицетворяющие зло. «Берегыни»  (от слов «беречь», «оберегать») — это добрые,  помогающие че­ловеку духи. Одухотворение всей природы и деление ее на доброе и злое начала — это очень древние пред­ставления, возникшие еще у охотников каменного века. Против упырей применялись различные заговоры, но­сились амулеты-обереги, в народном искусстве сохра­нилось много чрезвычайно древних символов добра и


Славянские амулеты из кургана. XI в.

плодородия, изображая которые на одежде, посуде, жилище, древний человек думал, что знаки добра, обе­реги, отгонят духов зла. К числу таких символов отно­сятся изображения солнца, огня, воды, растения, жен­щины, цветка.

Как видно, ступени развития первобытной религии указаны писателем-мореплавателем очень верно и точ­но.

1[2]345678
Оглавление