Первые века русской истории

В этой книге рассказывается о становлении княжеств на Руси и начале начале русской истории.

Книга:

ХРИСТИАНСТВО И ЯЗЫЧЕСТВО

Черная могила, в которой, по преданию, был похоро­нен черниговский князь, расположена на высоком бере­гу Десны, и огонь грандиозного погребального костра должен был быть виден на десятки километров вокруг.

Вокняжившиеь в Киеве, Владимир I произвел своего рода языческую реформу, стремясь, очевидно, поднять древние народные верования до уровня государственной религии,—рядом со своими теремами, на холме, князь приказал поставить деревянных кумиров шести богов: Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши.

 


       Будто бы Владимир узаконил даже человеческие жертвоприношения этим богам, что должно было при­дать их культу трагический, но в то же время и очень торжественный характер. «И осквернилась кровью зем­ля Русская и холм тот».

Культ Перуна, главного бога дружинной знати, был установлен Добрыней и на северной окраине Руси, в Новгороде. Вокруг идола Перуна там горело восемь неугасимых костров, и память об этом вечном огне со­хранялась у местного населения вплоть до XVII в.

Хоре и Даждьбог — оба одинаково означают бога солнца. На основании этого ученые делают вывод о том, что Владимир в своем языческом пантеоне объеди­нил богов различных племен. Если Даждьбог и Стрибог были славянскими божествами, то Хоре, возможно, яв­лялся богом Солнца у южных племен, где была сильна скифо-аланская примесь; этим же племенам, по всей ве­роятности, принадлежал и Семаргл, божество подземно­го мира, где находятся кости предков и корни, питающие растения.

Мокошь (или Мккошь) была единственным женским божеством в этом пантеоне и, очевидно, олицетворяла собой женское начало природы и женскую часть хозяй­ства (стрижку овец, прядение).

Попытка превращения язычества в государственную религию с культом Перуна во главе, судя по всему, не удовлетворила Владимира, хотя киевляне охотно под­держивали даже самые крайние проявления кровавого культа воинственного бога.

В Киеве давно уже было известно христианство и его основные догматы, так хорошо приспособленные к нуждам феодального государства. Первые сведения о христианстве у русов относятся к 860—870-м годам. В X в. в Киеве была уже церковь св. Ильи, христианско­го двойника Перуна. Ко времени Святослава и Влади­мира уже существовала значительная христианская ли­тература в соседней Болгарии, написанная на языке, вполне понятном для всех русских.

Но киевские князья медлили с принятием христиан­ства, так как при тогдашних богословско-юридических воззрениях византийцев принятие крещения из их рук означало переход новообращенного народа в вассальную зависимость от Византии.

 


1234[5]678
Оглавление