Первые века русской истории

В этой книге рассказывается о становлении княжеств на Руси и начале начале русской истории.

Книга:

ВЛАДИМИР МОНОМАХ

Нестор, пользуясь большой библиотекой из русских, византийских, болгарских и западнославянских книг, создал яркую картину древней истории Руси на широ­ком фоне всего славянского мира. Он писал о перво­начальных поселениях славян в Европе, о славянской колонизации Дуная и Балкан в VI в., о набегах авар и других кочевников.

Нестор начинал повествование о Киевской Руси с построения Киева легендарным князем Кием и расска­зывал о постепенном расширении Руси за счет других славянских племен. Вторым переломным моментом он правильно считал IX в., когда действительно создались три крупных славянских государства: Болгарское цар­ство, Великоморавская держава и Киевская Русь. Обо всех' трех державах и писал довольно верно Нестор в обширном   введении  к летописи.

Сильвестр добавил к введению фантастический рас­сказ о том, что будто бы еще в I в. н. э. на месте буду­щего Киева побывал апостол Андрей и предсказал ве­личие этого города.

Мстислав коренным образом переделал введение к летописи Нестора, исходя из политической ситуации своих дней. Он выкинул из старого текста многое, что


было там написано о зарождении государства Руси (об этом можно судить лишь по уцелевшим отрывкам), и взамен всего этого втиснул в летопись тенденциозную легенду о призвании в Новгород князей-варягов — Рю­рика и его братьев Синеуса и Трувора, использовав для этой цели распространенные в Северной Европе сказа­ния.

«Братья» Рюрика являются результатом чудовищно­го недоразумения, происшедшего при переводе сканди­навской легенды.

Политический смысл сочинения легенды о добро­вольном приглашении новгородцами князей заключал­ся в следующем: Владимира Мономаха позвали киевля­не после восстания, позвали со стороны и не по праву старшинства (Давыд Черниговский был династически старше Мономаха), а по воле киевского боярства. Ле­генда о призвании Рюрика точно повторяла эту ситуа­цию — новгородцы плохо жили без князя: «Не бе в них правды и вста род на род и быша в них усобица и воевати почаша сами на ся». После этого новгородцы решили: «Поищем себе князя, иже бы владел нами и рядил по праву».

Событиям 1113 г., закончившимся призванием князя, придумана хронологически далекая аналогия, которая должна была показать, что будто бы именно так созда­валась вообще русская государственность.

В легенде, привнесенной в летопись Мстиславом Владимировичем, есть еще одна сторона, тоже объяс­няемая злободневными интересами Мономахова кня­жения: можно вспомнить, как долго, на протяжении целых двух десятилетий, стремился Мономах завоевать симпатии могущественного киевского боярства, считав­шего себя вправе распоряжаться судьбой золотого ве­ликокняжеского стола. Несколько раз «кияне» обма­нывали ожидания Мономаха, оставляя его по-прежнему второстепенным переяславским князем. Избрание Мо­номаха не могло устранить всех коллизий между власт­ным князем и привыкшим к власти боярством. Приезд из Новгорода князя Мстислава, тесно связанного с нов­городским боярством и купечеством, несомненно уси­ливал внутриполитические позиции Мономаха в Киеве. Летопись Нестора, справедливо выдвигавшая с са­мого начала русской истории на первое место Киев и рисовавшая варягов отрицательными Чертами, лето­пись, отводившая Новгороду крайне скромное место небольшой северной фактории, не могла понравиться Мстиславу, породнившемуся со всеми варяжскими коро­левскими домами и проведшему два десятка лет в Нов­городе. И Новгород к

12345678910[11]1213
Оглавление